четверг, 10 апреля 2008 г.

Международное гуманитарное право

Класс: 9

Предмет: Введение в обществознание.

Тема: Международное гумманитарное право.

Цели: сформировать представление учащихся об основных принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов; способствовать осознанию учащимися необходимости соблюдения норм, которые защищают жертв вооруженных конфликтов и регулируют поведение участников вооруженных действий; способствовать развитию коммуникативной, информационной компетентности и компетентности решения проблем; воспитывать у учащихся уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитным.

Тип урока: урок-исследования.

Методы, используемые на уроке: исследовательский, поисковый, эвристическая беседа.

Форма урока: групповая работа.

Оборудование: компьютер, проектор, извлечения Жевевских конвенций 1949 года, два дополнительных протокола от 1977 года, раздаточный материал (ситуации, статьи из центральных газет), презентация "Международное гуманитарное право".

Ход урока.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с отраслью права, ранее нами не изучаемой, это международное гуманитарное право (1 слайд).
Задание на информационную компетентность , аспект: планирование информационного поиска 1 уровня (указывает. какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет; пользуется словарем).

Стимул: Знание основных принципов и норм МГП, необходимость соблюдения норм МГП, применение знаний основных принципов и норм МГП в ситуации вооруженного конфликта, умение выявлять нарушения норм МГП в СМИ.
Задачная формулировка:
Учитель: Давайте попробуем расшифровать и понять название темы урока.
Словосочетание международное право вам знакомо. Вспомните, что оно означает?
Ответ уч-ся.
А вот термин "гуманитарное" ... попробуем найти в толковом словаре Ожегова. О каких нормах здесь может идти речь?
Источник информации: собственные знания, толковый словарь Ожегова.
Бланк для выполнения задания: один уч-ся от группы, собственное мнение, лаконичность ответа, соответствие определения МГП со словарем.
Инструмент проверки (модельный): международное право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами, гуманитарное - обращенное к человеческой личности, к правам и интересам человека;
рассматриваются нормы морали
Ответы учащихся.

Учитель: (показ 2 слайда)
Посмотрите на слайд, я долго думала, какой эпиграф выбрать к уроку.
? На ваш взгляд, какой из предложенных афоризмов больше подходит к нашей теме урока?
Всё на войне противоречит понятию гуманности, и всё в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности.
О.Рюссбак
Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу

(Ответы учащихся).
Учитель: Так как ваши мнения разделились, давайте пока остановимся на обсуждение эпиграфа к нашей теме, а в конце урока мы к этому обсуждению ещё вернёмся.

( 3 слайд) Выступает ученик с исторической справкой.

Учитель:
- Разумеется, соглашения подобного рода не всегда удавалось реализовать на практике, но все, же многое делалось для того, чтобы люди осознали, что неоправданная жестокость – это нарушение норм морали, права.
? Как вы думаете, происходят ли сегодня нарушения Международного Гуманитарного права?
( Ответы однозначные: да или нет).
? Попробуем сформулировать с вами проблему.
Проблема вытекает из моего предыдущего вопроса.

(высказывания учащихся)

(Показ 4 слайда)
Проблема: Многочисленные факты нарушений законов и обычаев войны и норм гуманитарного права со стороны участников вооружённых конфликтов.

Я предлагаю вам познакомиться с основными источниками МГП.
Прежде всего, ими являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.
Каждая из четырех Женевских конвенций включает положения предоставляющие защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов.

(Показ слайдов 5, 6, 7, 8, 9)
· Тема исследования: принципы и нормы Международного гуманитарного права (5 слайд)
· Цель исследования: раскрыть сущность Международного гуманитарного права (6 слайд)
· Объект исследования: Международное гуманитарное право
(7 слайд)
· Предмет исследования: Женевские конвенции о защите жертв войны от 1949 года и два дополнительных протокола от1977 года (8 слайд).
· Задачи исследования:
- Перечислить категории населения (людей на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта).
- На историческом материале, решить ситуации, используя нормы Международного гуманитарного права.
- Доказать существование нарушений МГП на современном этапе развития общества.
(9 слайд)

Учитель: Наше исследование мы будем проводить в группах. У нас будет 4 группы.
На ваших столах лежат в синей папке извлечения статей конвенций и двух дополнительных протоколов.
Задание на информационную компетентность,аспект:извлечение вторичной информации. Стимул:учащиеся выступают в роли участников вооруженного конфликта и рассматривают категории людей на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта.
Задачная формулировка:изучить извлечения статей, выявить категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооружённого конфликта и составить классификацию, этим самым мы решим с вами 1 задачу.
Источник информации:извлечения статей Женевских конвенций 1949 г., два дополнительных протокола 1977 г., иллюстрации с категориями людей.
Бланк для выполнения: название категории людей + иллюстрация.
Инструмент проверки:



Время работы: 3 минуты.
(Ответы учащихся по номерам групп:
1 группа - 10 слайд
2 группа - 11 слайд
3 группа - 12 слайд
4 группа - 13 слайд

Учитель:
Используя нормы МГП, основные источники, учебник п. 37, я предлагаю решить предложенные вам ситуации в белой файловке. Таким образом, мы решим с вами 2 задачу. При подготовке своих выступлений, если у вас возникнут затруднения, вы можете обратиться за моей помощью.
Время работы: (4-5 минут)

(Ответы учащихся)

Учитель:
Спасибо за ваши выступления.
Учитель:
Теперь, когда мы с вами выяснили, что МГП определяет конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны, попробуйте сформулировать определение МГП. (Показ 14 слайда)

(Ответы учащихся)

Учитель:
Не смотря на то, что были приняты Женевские конвенции и два дополнительных протокола, во второй половине ХХ века произошли десятки вооруженных конфликтов, с некоторыми из них мы с вами познакомились на уроках истории.
? Можно ли сказать, что на современном этапе нормы МГП выполняются беспрекословно?

Давайте попробуем, подтвердить это, воспользовавшись дополнительным материалом. Он находится в папке желтого цвета. Из дополнительного материала выберите ту информацию, где на ваш взгляд очевидны факты нарушения норм МГП. Вашими ответами мы решим с вами последнюю 3 задачу.
Время работы: (3- 4 минуты)

(Ответы учащихся)
Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что и на современном этапе МГП соблюдается не всегда, но его наличие побуждает многих людей соблюдать эти нормы.

Учитель: А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Так какой же из приведенных афоризмов наиболее полно отражает сущность МГП? ( 15 слайд)

(Ответы учащихся)
Задание на коммуникативную компетентность, аспект: письменная коммуникация 1 уровня (оформление своей мысли в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры).

Задачная формулировка:
Источник информации:
Бланк для выполнения:
Инструмент проверки
Учитель:
Стимул: Закрепить свои знания о МГП я предлагаю вам при помощи небольшого теста.(16 и 17 слайды)
Задачная формулировка: ответить на пять заданных вопросов, выбрав один правильный ответ.
Источник информации:
1. Международное гуманитарное право:
А) рассматривает правомерность применения вооруженной силы для разрешения международного конфликта.
Б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны.
В) защищает граждан государства, подвергшегося нападению.
2. Основные положения МГП содержатся в:
А) Конституции РФ;
Б) Декларации прав человека;
В) Женевских декларациях.
3. Статьи МГП требуют абсолютного запрета
А) захвата пленных;
Б) действий партизанских отрядов;
В) пыток и преднамеренных убийств.
4. Согласно нормам МГП военная операция должна быть отменена, если есть угроза:
А) окружения войск противника;
Б) разрушения военных объектов противника;
В) больших потерь среди гражданского населения.
5. Нормы МГП запрещают:
А) вызывать голод среди гражданского населения во время военных действий;
Б) сливать в водоёмы отходы, загрязнение окружающей среды;
В) давать школьникам задания повышенного уровня сложности.
Бланк для выполнения задания:
1. -
2. -
3. -
4. -
5. -
Инструмент проверки:
Проверка теста будет осуществляться самостоятельно.
(Оценивание озвучить).
(18 слайд)

Учитель: Домашнее задание (19 слайд)

Комментариев нет: